Решение Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 25.03.2015 N 502 "О требовании прокурора города Октябрьска N 7-333-15 от 06.03.2015 на решение Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 26.03.2014 N 408 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Октябрьск Самарской области"



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОКТЯБРЬСК
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. № 502

О ТРЕБОВАНИИ ПРОКУРОРА ГОРОДА ОКТЯБРЬСКА № 7-333-15 ОТ
06.03.2015 НА РЕШЕНИЕ ДУМЫ Г.О. ОКТЯБРЬСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 26.03.2014 № 408 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ОКТЯБРЬСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Требование прокурора города Октябрьска № 7-333-15 от 06.03.2015 на решение Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 26.03.2014 № 408 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Октябрьск Самарской области", Дума городского округа Октябрьск Самарской области решила:
1. Отклонить Требование прокурора города Октябрьска № 7-333-15 от 06.03.2015 на решение Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 26.03.2014 № 408 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Октябрьск Самарской области" полностью по следующим основаниям.
В Требовании № 7-333-15 от 06.03.2015 прокурор определяет фразу "на основании добровольно принятых обязательств", содержащуюся в пункте 3.1.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденных решением Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 26.03.2014 № 408 (далее - Правила), как юридико-лингвистическую неопределенность, т.е. неустоявшийся, двусмысленный термин оценочного характера.
Вместе с тем оценочное понятие - это не конкретизированный (детально не разъясненный) наиболее общий типичный признак определенных правовых понятий, детализация которого осуществляется путем оценки применительно к конкретным ситуациям на основании усмотрения. Фраза же "на основании добровольно принятых обязательств" является не оценочным понятием, порождающим юридико-лингвистическую неопределенность, а способом возникновения обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ в целях решения вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Так, согласно части 2 статьи 8 Устава городского округа Октябрьск Самарской области органы местного самоуправления городского округа вправе принимать решение о привлечении граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах городского округа Октябрьск, к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ в целях решения вопросов местного значения городского округа, в том числе по благоустройству территории городского округа.
Пунктом 3.1.2 Правил предусмотрено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, на основании добровольно принятых обязательств и в соответствии с заключенными соглашениями с Администрацией городского округа по обеспечению чистоты и порядка на прилегающей территории обеспечивают своевременную и качественную очистку и уборку прилегающих территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности в числе прочего возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации стороны могут заключить договор (соглашение) как путем подписания документа, так и путем совершения конклюдентных действий.
Согласно Современному экономическому словарю конклюдентные действия (от лат. concludere - заключать) - действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор.
Гражданин или руководитель юридического лица, будучи социально ответственным членом общества, движимый внутренними убеждениями, добровольно принимает на себя обязательства (сам изъявляет желание) по обеспечению чистоты и порядка на прилегающей территории. Затем он, являясь равноправным участником гражданского оборота, обращается в Администрацию городского округа Октябрьск для заключения Соглашения по содержанию и уборке прилегающей территории в установленных границах в добровольно-договорном (диспозитивном) порядке. После этого у него, как у субъекта гражданско-правовых отношений, возникает обязанность добросовестно выполнять свои договорные обязательства, основанная на общеправовом принципе "pacta sunt servanda" - "договоры должны соблюдаться".
На основании вышеизложенного доводы прокурора относительно того, что фраза "на основании добровольно принятых обязательств" является оценочным понятием, основаны на неправильном толковании норм права. Ошибочным также является и мнение прокурора о том, что форма соглашения по содержанию и уборке прилегающей территории в установленных границах и порядок его заключения должны быть закреплены в Правилах, так как ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации такое требование к данному виду нормативного акта не предъявляется.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.
3. Опубликовать настоящее Решение в газете "Октябрьское время".
4. Направить настоящее Решение прокурору г. Октябрьска.

И.о. Председателя
Думы городского округа Октябрьск
Самарской области
Г.А.КУРЯКИНА


------------------------------------------------------------------