Решение Самарского областного суда от 10.03.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 3 Закона Самарской области от 06.05.2006 N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" в части необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2015 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению З. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,

установил:

З.В.В. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим статьи 3 Закона Самарской области от 06.05.2006 № 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" в части необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Свои требования заявитель обосновал тем, что он является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". За период службы в государственной противопожарной службе он награжден ведомственными знаками отличия. В связи с данными обстоятельствами он считает, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" он отвечает требованиям для признания его ветераном труда как лицо, награжденное ведомственными знаками отличия в труде и имеющее трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Требования для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в части 1 статьи 3 Закона Самарской области № 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области", согласно которому лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, заявление с приложением документов в том числе, документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин.
По мнению заявителя, законодатель Самарской области сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", поскольку присвоение звания "Ветеран труда" поставил в зависимость от наличия у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин, тогда как круг лиц, относящихся к категории "ветеран труда", определен Федеральным законом "О ветеранах". Оспариваемое положение предусматривает обязательное условие для лица при обращении с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" предоставление документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, что не требует норма Федерального закона "О ветеранах". Указанное обстоятельство лишает лиц, претендующих на присвоение данного звания в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (награжденных и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет), возможности обратиться с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" при отсутствии трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
В судебном заседании заявитель З.В.В. и его представитель К.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Самарской Губернской Думы Я., представитель Губернатора Самарской области К.Е. требования З.В.В. не признали, считают, что оспариваемый в части Закон принят Самарской Губернской Думой в рамках переданных полномочий и с учетом требований положений Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах" в системной связи с пенсионным законодательством.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований заявителю отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных З.В.В., при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ. В соответствии со статьей 7 ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу части 4 статьи 7 порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части статьи 1 Федерального закона "О ветеранах" категория "ветеран труда" устанавливается с учетом продолжительного добросовестного труда.
Во исполнение данной нормы Федерального закона Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 06.05.2006 № 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области", который был опубликован в издании "Волжская коммуна" 01.05.2006 № 81 (25634).
В соответствии со статьей 1 настоящий Закон устанавливает и определяет порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со статьей 3 регионального закона, которая в части оспаривается заявителем по настоящему делу, лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (далее - уполномоченные органы), заявление с приложением следующих документов:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховного Суда СССР, РСФСР или Российской Федерации, Конституционного Суда РСФСР или Российской Федерации, Государственного арбитража СССР, РСФСР, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры СССР, РСФСР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, палат и аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; в случае отсутствия удостоверения к награде либо документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных;
документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, З.В.В. обжалует статью 3 названного Закона Самарской области в части необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, при этом ссылается на то, что оспариваемым им в части Законом Самарской области № 40-ГД региональный законодатель сузил круг лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на присвоение звания "Ветеран труда", что не входит в полномочия субъекта РФ.
Суд считает данный довод несостоятельным, поскольку, согласно пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусмотрено наличие одновременно двух условий: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Исходя из смысла статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В Федеральном законе № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятие трудового стажа заменено понятием "страховой стаж", и не предусмотрен такой вид трудовой пенсии как "пенсия за выслугу лет". В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона установлен такой вид трудовой пенсии, как "трудовая пенсия по старости", в это понятие на настоящий момент входит и "за выслугу лет".
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому) и других службах, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона (подпункт 1 пункта 1, пункт 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Поскольку статьей 7 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. в календарном исчислении, и общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин должен быть не менее 25 лет.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый Закон Самарской области № 40-ГД принят законодательным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, при этом в обжалуемой части противоречий положениям федерального законодательства, соответственно и нарушения прав и законных интересов заявителя, судом не установлено. Поскольку в силу статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является стаж, составляющий не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
В силу перечисленных норм действующего федерального законодательства не могут служить основанием для признания незаконной оспариваемой нормы доводы заявителя о противоречии ее положениям Федерального закона от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", предусматривающих пенсию по выслуге лет, назначаемой федеральным государственным служащим и военнослужащим, в связи с наличием необходимого стажа, поскольку статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" льготное исчисление выслуги лет, влияющей на присвоение звания "Ветеран труда" не предусмотрено.
Кроме того, оспариваемые положения не вводят какого-либо иного регулирования, устанавливают перечень документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований З.В.В. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 3 Закона Самарской области от 06.05.2006 № 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" в части необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------