Решение Самарского областного суда от 27.07.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим положения "Плана мероприятий по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2015 N 236 в части положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в качестве ответственных исполнителей мероприятий>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2015 года

Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения "Плана мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2015 № 236 в части положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в качестве ответственных исполнителей мероприятий,

установил:

И.о. прокурора Самарской области Х. обратился в Самарский областной суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения "Плана мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2015 № 236 в части положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в качестве ответственных исполнителей мероприятий.
В обоснование заявления указал, что Постановлением Правительства Самарской области 05.05.2015 № 236 утвержден План мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы".
Указанный нормативный правовой акт опубликован в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна" от 07.05.2015 № 111 (29310).
Согласно п. 5 Постановления № 236 оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 ноября 2014 года.
Постановление № 236 предусматривает комплекс мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, по ряду пунктов которого исполнителями являются территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, а именно:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области п. п. 1.1.3, 1.1.5, 1.1.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6, 2.2.7, 3.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области п. п. 1.1.4, 2.2.1, 2.2.3;
Главное управление МВД по Самарской области п. п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 3.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4.
Указом Президента РФ от 28.07.2004 № 976 утверждено Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п. 11 вышеназванного Положения ФСКН России возглавляет директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Директор организует работу ФСКН России и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Положения МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 8 Положения № 228 Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Полагает, что положения Постановления № 236 в части возложения функций ответственного исполнителя (соисполнителя) мероприятий Плана на Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Самарской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, а также Главное управление МВД по Самарской области, противоречат ст. 12 Закона № 2-ФКЗ, принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (п. п. "е", "ж" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения "Плана мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2015 № 236, в части, положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Трухан Е.С. доводы заявления поддержала в полном объеме, а также дополнила, что полагает необоснованной ссылки Правительства Самарской области на Указ Президента № 773 от 02.07.2005 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" в части включения в план мероприятий УФСКН по Самарской области, поскольку они не поименованы в п. 1 данного Указа, а также полагает, что Постановление Правительства Самарской области № 236 подписано неуполномоченным лицом - и.о. первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области А.
Представитель Правительства Самарской области Р., действующая на основании доверенности от 31.12.2014 № 1-49/723 полагает заявление необоснованным, на основании доводов изложенных в возражениях, дополнив, что указанный План мероприятий разрабатывался с непосредственным участием представителей территориальных подразделений федеральных органов, с учетом их замечаний, текст Постановления согласован с ними. УФСКН по Самарской области входит в единую систему федеральных министерств и федеральных органов исполнительной власти. У и.о. первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области А. имелись все полномочия на подписание данного постановления Правительства Самарской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что заявление и.о. прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Самарской области 05.05.2015 № 236 утвержден План мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна" от 07.05.2015 № 111 (29310).
Согласно п. 5 Постановления № 236 оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 ноября 2014 года.
Постановление № 236 предусматривает комплекс мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, по ряду пунктов исполнителями которых являются территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, а именно:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области п. п. 1.1.3, 1.1.5, 1.1.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6, 2.2.7, 3.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области п. п. 1.1.4, 2.2.1, 2.2.3;
Главное управление МВД по Самарской области п. п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 3.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4.
Обращаясь в суд с заявлением, прокурор полагает положения Постановления № 236 в части возложения функций ответственного исполнителя (соисполнителя) мероприятий Плана на Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Самарской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, а также Главное управление МВД по Самарской области, противоречащими ст. 12 Закона № 2-ФКЗ, принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Вместе с тем, такой вывод основан на неверном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
Оспариваемое Постановление Правительства Самарской области принято в целях реализации на территории Самарской области Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В соответствии с пунктами "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе общие вопросы воспитания, образования, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, статье 43 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом д. 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Таковым законодательством являются Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года № 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 725.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года № 773 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в формах: планирование и реализация совместных мероприятий; подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации; обмена информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке и иных формах, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 года № 725).
Анализ оспариваемых прокурором положений Постановления № 236 и материалы дела свидетельствуют о том, что данные мероприятия приняты Правительством Самарской области в рамках взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Из представленных документов следует, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти участвовали в разработке данного Плана мероприятий, высказывали свои предложения о его содержании и в последующем согласовали данный план, что следует из представленных листов согласования: из ГУ МВД России по Самарской области - исх. от 10.11.2014 № 1/25-3022; из Управления Роскомнадзора по Самарской области - исх. от 07.11.2014 № 7809-01/63; из Управления ФСКН по Самарской области - от 05.11.2014.
Таким образом, оспариваемые положения Постановления нельзя признать противоречащими федеральному законодательству в части положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов, поскольку оно принято в порядке взаимодействия органов исполнительной власти и в целях максимально эффективного исполнения возложенных полномочий по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Сам План мероприятий не предполагает возложения каких-либо дополнительных обязанностей на упомянутые территориальные подразделения федеральных органов.
Суд полагает необоснованными доводы заявителя о том, что Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков не поименована в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года № 773, в связи с чем по мнению заявителя, данный орган исполнительной власти не может быть включен в оспариваемое Постановление № 236 как соисполнитель по ряду пунктов.
П. 1 Указа № 773 определяет, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Указом Президента РФ от 28.07.2004 № 976 утверждено Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п. 3 данного Указа установлено, что Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков возглавляет директор в ранге федерального министра.
Положение о ФСКН РФ определяет, что Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Пункт 5 данного Положения гласит, что ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
Таким образом, ФСКН РФ является федеральным органом исполнительной власти, а руководитель данной службы имеет ранг федерального министра, относится к федеральным службам. Включение их в План мероприятий не противоречит закону. Само по себе не указание их в Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года № 773, не запрещает им участие в совместных с органами исполнительной власти субъекта РФ Мероприятиях, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в пределах своей компетенции и по согласованию.
Доводы о том, что Постановление № 236 подписано неуполномоченным лицом, проверялись и не нашли своего подтверждения.
Согласно статье 1 Закона Самарской области от 30.09.2011 № 80-ГД Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым высшим должностным лицом Самарской области - Губернатором Самарской области.
Как следует из статьи 2 выше указанного Закона Самарской области Правительство Самарской области состоит, в том числе, из первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области.
В силу положений статьи 5 данного Закона Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Самарской области. Акты по оперативным, организационно-распорядительным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Самарской области, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Самарской области, в форме постановлений Правительства Самарской области, не носящих нормативного характера.
Постановления и распоряжения Правительства Самарской области подписываются председателем Правительства Самарской области, а в его отсутствие - лицом, его замещающим в соответствии с Уставом Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 12 октября 2011 г. № 555 разработан Регламент Правительства Самарской области.
Анализ данных положений позволяет сделать вывод о том, что первый вице-губернатор является в силу своих должностных обязанностей также и председателем Правительства Самарской области и наделен полномочиями по подписанию постановлений, принятых Правительством Самарской области.
Как следует из Постановления № 236, оно подписано и.о. первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области А.
Согласно представленного распоряжения № 202-р от 17.04.2015 на период отпуска первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области Н. исполняющим обязанности назначен А. - заместитель председателя Правительства Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления и.о. прокурора Самарской области об оспаривании Постановления Правительства Самарской области № 236 от 05.05.2015 в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления и.о. прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения "Плана мероприятий ("дорожной карты") по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на территории Самарской области на 2014 - 2015 годы", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2015 № 236 в части положений, предусматривающих включение территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в качестве ответственных исполнителей мероприятий - оказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.07.2015.


------------------------------------------------------------------