Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарская области от 29.06.2015 <О признании недействующим постановления мэрии городского округа Тольятти от 19.01.2015 N 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 N 1683-п/1 "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти">



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2015 года

Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по заявлению прокурора г. Тольятти об оспаривании нормативного правового акта мэрии г.о. Тольятти,

установил:

Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным постановления мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1" "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 23.01.2015 в газете "Городские ведомости" № 4 (1782) было опубликовано постановление мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1" "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти".
Указанным постановлением муниципальная услуга под реестровым номером 1.5.8 раздела 1.5 "Предоставление в собственность граждан, имеющих троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящегося в муниципальной собственности на территории г.о. Тольятти" из Реестра муниципальных услуг исключена.
Исключение указанной услуги орган местного самоуправления объясняет утверждением акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление мэрии г.о. Тольятти от 24.03.2014 № 822-п/1).
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности урегулированы ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч. 10 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг".
Полномочия органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность граждан, имеющих троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства" прямо предусмотрены Закона Самарской области "О земле".
В п. 1.5.8 раздела 1.5 Реестра было предусмотрено, что основанием предоставления данной муниципальной услуги является ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
В настоящее время данная норма регионального закона не оспорена и не отменена.
Согласно требованиям Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единственным основанием исключения муниципальной услуги из реестра является снятие с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 10.3 Закона Самарской области "О земле" уполномоченные на распоряжение земельными участками органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления принимают административные регламенты предоставления в собственность гражданам, указанным в часть 10 ст. 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Во исполнение требований федерального и регионального законодательства мэрией г.о. Тольятти 20.11.2011 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории г.о. Тольятти (постановление мэрии г.о. Тольятти № 3204-п/1).
Согласно п. 3.3.6 Административного регламента одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие сформированного земельного участка при обращении гражданина в соответствии с абзацем 4 п. 2.8 настоящего Регламента.
В соответствии с абз. 4 п. 2.8 Административного регламента в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение:
1) определяемые гражданами, указанными в п. 2.1 регламента, из земель, сформированных органом местного самоуправления для предоставления их бесплатно в собственность;
2) определяемые гражданами, указанными в п. 2.1 регламента, самостоятельно, с учетом требований федерального законодательства, а также абзаца первого части 2 ст. 9, ст. 14.1 Закона Самарской области от 08.07.2011 № 72-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле". В этом случае работы по формированию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков. К заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
Таким образом, отсутствие в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, желающим бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а не исключения данной услуги из реестра.
Факт отсутствия земельных участков для указанных целей не освобождает орган местного самоуправления от обязанности, прямо предусмотренной федеральным и региональным законодательством.
Кроме того, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не предусматривает возможность исключения муниципальной услуги из реестра в связи с невозможностью ее предоставления по каким-либо причинам.
Исключение данной услуги, с учетом предусмотренной Градостроительным кодексом РФ возможности по внесению изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки, существенно нарушает права и законные интересы граждан указанной категории.
Прокурором города Тольятти на постановление мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1" "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти" принесен протест № 07-18-15 от 19.05.2015 с требованием отмены данного постановления. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования указанный протест был отклонен.
В связи с вышеизложенным, просит признать постановление мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1" "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти" противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Разумова Е.В., заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель мэрии г.о. Тольятти С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что довод прокурора о том, что в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единственным основанием исключения муниципальной услуги из реестра является снятие с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению услуги не основан на законе.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 11 данного федерального закона формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
В соответствии с п. 2.1 Порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти от 19.03.2012 № 824-п/1, целью формирования и ведения Реестра является обеспечение физических и юридических лиц полной, актуальной и достоверной информацией о муниципальных услугах, необходимых и обязательных услугах, об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями в электронной форме, а также систематизация указанных услуг и их учет.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.
То есть, наличие в Реестре муниципальных услуг, услуги, которая фактически не может быть предоставлена гражданам, будет нарушать установленный как Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг, так и указанную норму федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 10.3 Закона Самарской области "О земле" в случае отсутствия в муниципальном районе (городском округе), в котором граждане, имеющие трех и более детей, желающие бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, постоянно проживают, свободной территории, необходимой для формирования земельных участков, гражданам, указанным в части 10 статьи 9 настоящего Закона, могут быть предоставлены земельные участки, сформированные на территории муниципального района (городского округа), имеющего общие границы с муниципальным районом (городским округом), в котором такие граждане постоянно проживают и были поставлены на учет.
Отсутствие в муниципальном районе (городском округе), в котором граждане, имеющие трех и более детей, желающие бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, постоянно проживают и были поставлены на учет, свободной территории, необходимой для формирования земельных участков, подтверждается актом об отсутствии данной территории, утвержденным главой администрации соответствующего муниципального района (городского округа).
В соответствии с п. 14 Порядка постановки граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 14.05.2014 № 266 после утверждения главой соответствующего муниципального района (городского округа) акта об отсутствии в муниципальном районе (городском округе) Самарской области, в котором Заявители поставлены на Учет, свободной территории, необходимой для формирования Земельных участков (далее - Акт), Уполномоченный орган муниципального района (городского округа), принявший Акт, в течение двух рабочих дней направляет его в Уполномоченные органы того муниципального района (городского округа), который граничит с данным муниципальным районом (городским округом) (далее - Смежное муниципальное образование).
В случае если после издания Акта в соответствующем муниципальном районе (городском округе) остались на Учете Заявители, не реализовавшие свое право на бесплатное предоставление Земельного участка, сведения о данных Заявителях переносятся в Реестр Смежного муниципального образования в соответствии с очередностью, существовавшей в муниципальном районе (городском округе), в котором издан Акт. При постановке на Учет Заявителя в Смежном муниципальном образовании Заявителю присваивается очередной учетный номер. Заявитель при этом снимается с Учета в муниципальном районе (городском округе), где он был поставлен на Учет первоначально.
Уполномоченный орган муниципального района (городского округа), принявший Акт, направляет в Смежное муниципальное образование пакет документов, представленных Заявителем и полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Повторное представление Заявителем указанных документов в данном случае не требуется.
То есть, указанные нормы обязывают органы местного самоуправления в случае фактического отсутствия свободной территории, не отказывать заявителям в предоставлении участка, а подписать акт об отсутствии свободной территории, а также передать реестры заявителей (очередников) вместе с пакетами документов в смежной муниципальное образование, чтобы у заявителя была возможность получить земельный участок на данной территории.
С целью реализации прав граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и постоянно проживающих на территории г.о. Тольятти, в соответствии с ч. 10 ст. 10.3 Закона Самарской области "О земле" было принято постановление мэрии г.о. Тольятти от 24.03.2014 № 822-п/1 "Об утверждении акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В связи с изданием данного постановления услуга по предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, была исключена постановлением мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1.
На основании изложенного, просит в удовлетворении заявления отказать.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Судом установлено, что 19.01.2015 мэрией г.о. Тольятти принято постановление № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти". Указанное постановление опубликовано в газете "Городские ведомости" № 4 (1782) от 23.01.2015.
Указанным постановлением муниципальная услуга под реестровым номером 1.5.8 раздела 1.5 "Предоставление в собственность граждан, имеющих троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящегося в муниципальной собственности на территории г.о. Тольятти" из Реестра муниципальных услуг исключена.
Исключение указанной услуги орган местного самоуправления объясняет утверждением акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление мэрии г.о. Тольятти от 24.03.2014 № 822-п/1).
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании указанного постановления не соответствующим действующему законодательству, ссылаясь на то, что предоставление земельных участков бесплатно, гражданам, имеющих трех и более детей, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесено действующим законодательством к муниципальным услугам, в связи с чем, исключение данной услуги из Реестра муниципальных услуг неправомерно.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч. 10 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Полномочия органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность граждан, имеющих троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства" прямо предусмотрены Закона Самарской области "О земле".
В п. 1.5.8 раздела 1.5 Реестра было предусмотрено, что основанием предоставления данной муниципальной услуги является ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
В настоящее время данная норма регионального закона не оспорена и не отменена.
В соответствии с ч. 2 ст. 10.3 Закона Самарской области "О земле" уполномоченные на распоряжение земельными участками органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления принимают административные регламенты предоставления в собственность гражданам, указанным в часть 10 ст. 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Во исполнение требований федерального и регионального законодательства мэрией г.о. Тольятти 20.11.2011 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории г.о. Тольятти (постановление мэрии г.о. Тольятти № 3204-п/1).
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти не соответствует действующему законодательству, которым предусмотрено обязательное включение в реестр муниципальных услуг всех муниципальных услуг. Предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесено к муниципальным услугам. Нормы Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусматривают возможности не включения в реестр муниципальных услуг или исключения из него услуг, которые отнесены к таковым действующим законодательством, но фактически органом местного самоуправления не предоставляются. Таким образом, утверждение постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.03.2014 № 822-п/1 акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, желающим приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не является основанием для исключения из Реестра муниципальных услуг соответствующей муниципальной услуги.
При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы прокурора г. Тольятти о признании незаконным оспариваемого постановления мэрии г.о. Тольятти.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст. 194 - 198, 252 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Признать постановление мэрии г.о. Тольятти от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти" противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме <...>.


------------------------------------------------------------------