Апелляционное определение Самарского областного суда от 05.06.2015 N 33-6165/2015 <Об оставлении без изменения решения Жигулевского городского суда Самарской области от <...>, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими нормативных правовых актов в части>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. по делу № 33-6165/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
судей Лазаревой М.А. (докладчик), Родиной Т.А.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ч. в лице представителя по доверенности Ч.М.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от <...>, которым постановлено:
"Ч. в удовлетворении заявленных требований о признании нормативных правовых актов противоречащими закону в части, признании их недействующими в части отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Ч.В.Н. в лице представителя по доверенности Ч.М.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов в части. С учетом уточнений просил:
1) Признать недействующими с 13.08.2010:
- пункт 3.1 и Приложение № 3 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 24.12.2009 № 2980 "Об оплате за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2010 году",
- пункт 3.1 и Приложение № 3 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 30.12.2010 № 2947 "О плате за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2011 году",
- пункт 5.1 и Приложение № 3 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 28.12.2012 № 2756 "О плате за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2013 году";
2) Признать недействующими с момента вступления в силу:
- с 01.01.2007 часть II (II. ТЕПЛОЭНЕРГИЯ НА ОТОПЛЕНИЕ) Приложения № 6 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 29.11.2006 № 94 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и платы за жилое помещение и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск на 2007 год"; - с 01.01.2008 часть II (II. ТЕПЛОЭНЕРГИЯ НА ОТОПЛЕНИЕ) Приложения № 4 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 22.11.2007 № 2110 "О плате за жилое помещение и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2008 году";
- с 01.01.2009 часть II (II. ТЕПЛОЭНЕРГИЯ НА ОТОПЛЕНИЕ) Приложения № 3 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 23.12.2008 № 2338 "О плате за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2009 году";
- с 01.01.2010 часть II (II. ТЕПЛОЭНЕРГИЯ НА ОТОПЛЕНИЕ) Приложения № 3 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 24.12.2009 № 2980 "Об оплате за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги в городском округе Жигулевск в 2010 году";
3) Признать недействующим с 01.01.2007 Постановление мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 30.05.2006 № 30 "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление с 01.01.2007";
4) Признать недействующей с 25.02.2006 часть II (II. ТЕПЛОЭНЕРГИЯ НА ОТОПЛЕНИЕ) Приложения № 4 Постановления мэра г.о. Жигулевск Самарской области от 15.03.2006 № 12 "Об оплате жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе Жигулевск в 2006 году";
Также просил взыскать судебные издержки, понесенные при рассмотрении дела.
В обоснование заявления ссылался на несоответствие данных нормативных правовых актов в части установления нормативов потребления коммунальных услуг действующему законодательству, а именно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, а также положениям ст. 157 ЖК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг должны утверждаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, установленные названными выше постановлениями мэра г.о. Жигулевск нормативы перестали соответствовать требованиям ст. 157 ЖК РФ, поскольку утверждены ненадлежащим органом. Также, несоответствие заключается в том, что нормативы потребления коммунальной услуги "отопление" определены без дифференциации в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, таких как: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ч.В.Н. в лице представителя по доверенности Ч.М.В. просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя - Ч.М.В. (по доверенности) доводы жалобы поддержал.
Представитель Администрации г.о. Жигулевск Самарской области - С. (по доверенности) возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке главы 24 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 13.08.2010 частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, вступили в силу 08.06.2006.
Из материалов дела следует, что Постановлением мэра г.о. Жигулевск № 12 от 15.03.2006 "Об оплате жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе Жигулевск на 2006 год" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на 2006 год населением г.о. Жигулевск, в том числе по отоплению, размер которых составил: при расчете на 12 месяцев: 0,017 гкал на 1 кв. м общей площади, 0,027 гкал жилой площади; при расчете на 7 месяцев: 0,029 гкал и 0,046 гкал соответственно.
В связи с увеличением жилого фонда и на основании представленного МУП "Жилкомхоз" расчета нормативного потребления теплоэнергии на отопление жилого фонда г.о. Жигулевск Постановлением мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006 с 01.01.2007 установлены новые нормативы потребления на отопление жилого помещения в г.о. Жигулевск: из расчета оплаты в течение 12 месяцев: 1 кв. м общей площади - 0,018 гкал, 1 кв. м жилой площади - 0,028 гкал; из расчета оплаты в течение 7 месяцев - 0,031 гкал и 0,048 гкал соответственно.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что все последующие оспариваемые заявителем постановления мэра г.о. Жигулевск, определявшие размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги в г.о. Жигулевск на 2007 - 2013 гг., устанавливали нормативы потребления теплоэнергии на отопление, аналогичные тем, что утверждены Постановлением мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006.
Также судом установлено, что с момента вступления в силу новой редакции ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, в Самарской области нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению уполномоченным органом государственной власти Самарской области не утверждены.
Таким образом, с 01.01.2007 до настоящего времени в г.о. Жигулевск действуют нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные Постановлением мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующие нормативы утверждены уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры и формы.
Тот факт, что до настоящего времени органом государственной власти субъекта РФ не реализованы полномочия по утверждению нормативов потребления, сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления № 30 от 30.05.2006, принятого в пределах полномочий органа местного самоуправления, а также не влечет невозможность применения утвержденных данным постановлением нормативов, в том числе и после передачи полномочий по их утверждению от органа местного самоуправления в ведение органов государственной власти субъекта РФ.
Об этом, в частности, свидетельствует Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012 № 207 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области", которым постановлено при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30 июня 2012 года.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд также обоснованно исходил из того, что на момент принятия оспариваемого Постановления мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, приняты не были и, соответственно, не могли быть использованы органом местного самоуправления при определении и утверждении нормативов потребления по отоплению. В этой связи доводы заявителя об отсутствии дифференциации нормативов потребления в зависимости от конструктивных и технических характеристик домов, как того требуют Правила, являются необоснованными. Судом установлено, что после принятия Постановления мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006 установленные в нем нормативы не пересматривались, а новые нормативы не утверждались.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых постановлений мэра г.о. Жигулевск по заявленным Ч.В.Н. мотивам незаконными и обоснованно отказал в удовлетворении его требований.
При этом судебная коллегия отмечает, что исходя из правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в судебном порядке не может быть оспорен недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта). Как следует из материалов дела, оспариваемые заявителем постановления мэра г.о. Жигулевск от 29.11.2006 № 94, от 22.11.2007 № 2110, от 23.12.2008 № 2338, от 24.12.2009 № 2980, от 30.12.2010 № 2947, от 28.12.2012 № 2756 утратили силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что все постановления мэра г.о. Жигулевск, действовавшие с 13.08.2010, в части установления нормативов потребления всех коммунальных услуг, противоречат ст. 157 ЖК РФ и не подлежит применению, поскольку утверждены неуполномоченным органом, повторяют правовую позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции, и признаются судебной коллегией несостоятельными по основаниям, указанным выше.
Доводы о нарушении порядка опубликования Постановления мэра г.о. Жигулевск № 30 от 30.05.2006, и как следствие, о невозможности его применения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку. Само по себе неопубликование данного конкретного постановления, с учетом последующих постановлений, которые воспроизвели его положения и были в установленном порядке опубликованы, не может служить основанием для признания данного нормативного правового акта незаконным.
Другие доводы жалобы сводятся к несогласию с результатами и методикой расчета, на основании которых установлены действующие нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, и фактически направлены на оспаривание норматива, рассчитанного для дома заявителя. Вместе с тем, оснований для оценки обоснованности установленных нормативов у суда не имеется, поскольку их утверждение отнесено законодателем к исключительному усмотрению органов местного самоуправления либо органов государственной власти субъектов РФ, которые суд подменять не вправе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежит удовлетворению заявление представителя Ч.В.Н. - Ч.М.В. о возмещении расходов на проезд, понесенных в связи с явкой в суд апелляционной инстанции, поскольку в удовлетворении его апелляционной жалобы отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Жигулевского городского суда Самарской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.


------------------------------------------------------------------