Решение Центрального районного суда города Тольятти от 21.08.2015 <О несоответствии постановления мэрии г.о. Тольятти от 31.12.2004 N 5010-п/1, которым утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 по 2028 год, положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении">



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ТОЛЬЯТТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2015 года

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего судьи Панкратовой Т.В.
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4152 по заявлению ООО "Автоград-Водоканал" об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
В судебном заседании представители заявителя Б., Ш., С., действующие на основании доверенности заявление поддержали, пояснив, что мэрией г.о. Тольятти 31.12.2014 принято Постановление № 5010-п/1, которым утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 по 2028 год, которое опубликовано 13.01.2015 в газете "Городские ведомости" № 1 (1779).
ООО "АВК" считает указанный нормативный правовой акт не соответствующим положениям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила № 782) и нарушающим права и законные интересы Общества. Схема содержит описание имеющихся систем водоснабжения и водоотведения, вместе с тем, имеющиеся системы неправильно отнесены к централизованным общесплавным системам водоснабжения и водоотведения, т.к. фактически имеются две самостоятельные, имеющие полный цикл системы водоснабжения и водоотведения, что не отражено в схеме, имеющей другие противоречия. Указанное нарушение прав и законных интересов ООО "АВК" в сфере экономической деятельности состоит в том, что непризнание наличия централизованной ливневой системы водоотведения, сточные воды которой (поверхностный сток) принципиально отличаются по химическому составу от сточных вод общесплавной системы (смешение хозяйственно-бытового и поверхностного стока) и для которых Приложением № 3 Правил № 644 установлены различные нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу приведет к тому, что запрет на отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов, установленный п. 109 Правил № 644, не сможет быть реализован. При этом, учитывая, что очистные сооружения ливневой системы водоотведения (пруд условно-чистых стоков) по проекту не приспособлены для очистки хозяйственно-бытового, а также смешанного стока, ООО "АВК" как пользователь водного объекта, сбрасывающий сточные воды централизованной ливневой системы водоотведения в Куйбышевское водохранилище, будет лишен возможности соблюдения допустимых нормативов сбросов загрязняющих веществ в водный объект, что повлечет загрязнение окружающей природной среды и катастрофические последствия для экологии бассейна Куйбышевского водохранилища р. Волга.
Также, сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, не вызванное виновными действиями ООО "АВК", повлечет применение пятикратного повышающего коэффициента при определении платы за загрязнение окружающей природной среды сверх установленных лимитов (п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 632), а также привлечение ООО "АВК" к административной ответственности в соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Кроме того, сточные ливневые воды, обладая особой характеристикой при превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, указанных в ч. II Приложения № 3 Правил № 644 способны оказать негативное воздействие на работу централизованной ливневой системы водоотведения, однако данные показатели и (или) концентрации для общесплавных и бытовых систем водоотведения (ч. I Приложения № 3 Правил № 644) отличаются по единицам измерения и максимально допустимым значениям показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод, что исключает возможность их проверки на соответствие нормативным показателям, допущенным к сбросу в централизованные дождевые (ливневые) системы водоотведения и соответственно лишает ООО "АВК" возможности компенсации ему, как собственнику объектов ливневой системы, осуществляющему водоотведение в зоне своей деятельности, расходов, связанных с негативным воздействием принимаемых от абонентов поверхностных сточных вод на работу централизованной ливневой системы водоотведения (платы за негативное воздействие на работу ЦСВ) в порядке и размере, которые определены Разделом VII Правил № 644, т.е. повлечет причинение имущественного ущерба ООО "АВК".
Просят признать Постановление мэрии г.о. Тольятти от 31.12.2014 № 5010-1 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 по 2028 год" в части определения системы водоотведения Автозаводского района г.о. Тольятти централизованной общесплавной системой водоотведения (ЦСВ № 1) недействующим со дня его принятия, как несоответствующее нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Д. заявление не признала, пояснив, что схема разрабатывалась независимыми специалистами, при ее утверждении была создана рабочая группа, в которую входили гарантирующие организации и крупнейшие водопользователи г.о. Тольятти. Схема водоснабжения и водоотведения не соответствует проекту, который был утвержден при строительстве города, но отражает систему водоснабжения и водоотведения существующую в настоящее время. Система водоснабжения и водоотведения отнесена к общесплавной, т.к. имеется технологическое соединение между двумя системами, признаваемое заявителем. Имеется технологического соединения (отсутствие устройств, исключающих перелив) в приемной камере между секциями приема условно чистых и грязных вод. Кроме того существует признанный истцом ООО "АВК" аварийный перелив, используемый в часы максимального водоотвода между "грязным" прудом и коллектором промливневой канализации ООО "АВК". Часть сточных вод при возникновении больших расходов стока (часто повторяющиеся дожди, талые воды), через распределительные камеры прудов отводятся в коллекторы промливневой либо бытовой канализации ООО "АВК";
имеется технологическая связь (соединение трубопроводов, перемычки, аварийные переливы, узлы переключения) между сетями и сооружениями выпусков в Саратовское водохранилище ЗАО "ТоАЗ" и ООО "АВК". Таким образом, в схеме водоотведения описаны и определены централизованные системы водоотведения исходя из существующего положения дел. Для выделения двух ЦСВ бытовой и ливневой необходимо исключить (ликвидировать), имеющиеся технологические связи (переливы). При этом сети находятся на балансе заявителя и только он имеет возможность открывать и закрывает эти аварийные перемычки ежегодно, в том числе при обильных дождях и поступлении талых вод, не принимая никаких технических мер для разделения систем! Просят в удовлетворении заявления отказать.
Прокурор, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, специалиста, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 38 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 416-ФЗ порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные выше Правила разработки и утверждения схем водоснабжения водоотведения (далее - Правила № 782) и Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования к содержанию схем № 782) утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с п. 2 Правил № 782 под схемами водоснабжения и водоотведения понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Согласно пп. в п. 7 Правил № 782 при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пп. а п. 15, пп. а, в п. 16 Требований к содержанию схем № 782 Раздел схем водоотведения "Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа" должен содержать, в том числе, описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории городского округа, а также перечень централизованных систем водоотведения.
Согласно п. 28 ст. 2 Закона № 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, под которым понимается процесс приема, транспортировки, очистки и отведения сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный.
Согласно п. 107 Правил № 644 в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
По мнению заявителя, мэрией г.о. Тольятти описана структура системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, при этом неверно определен перечень централизованных систем водоотведения территории Автозаводского района г.о. Тольятти.
Согласно оспариваемой схеме в Автозаводском районе г.о. Тольятти действует ЦСВ № 1, которая отнесена к общесплавной системе водоотведения.
По мнению заявителя в Автозаводском районе г.о. Тольятти предусмотрены следующие системы канализации:
Первая - канализация загрязненных производственно-бытовых и дождевых вод.
Данная система относится к централизованной общесплавной системе водоотведения, т.к. предназначена для сбора на районную насосную станцию (РНС) с последующей очисткой на биологических очистных сооружениях и отведением в водный объект (Саратовское водохранилище) загрязненных производственных и бытовых сточных вод с производственной площадки ОАО "АВТОВАЗ", площадки производства технологической оснастки (ПТО) ОАО "АВТОВАЗ", ТЭЦ ВАЗа, южной и северной производственных зон, стройбазы, Автозаводского района и предприятий его промышленной зоны.
Вторая - канализация дождевых незагрязненных и производственных загрязненных сточных вод.
Данная система предназначена для сбора в пруд незагрязненных сточных вод, очистки методом отстаивания в данном пруду и отведения в водный объект (Куйбышевское водохранилище) незагрязненных дождевых сточных вод территории данной промышленно-коммунальной зоны (за исключением "горитории ОАО "АВТОВАЗ"), а также незагрязненных сточных вод промышленных предприятий промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о. Тольятти близких по составу к дождевым сточным золам.
Таким образом, по мнению заявителя, в Автозаводском районе г.о. Тольятти реализованы две самостоятельные централизованные системы водоотведения: централизованная общесплавная система водоотведения и централизованная ливневая система водоотведения.
Из пояснений мэрии г.о. Тольятти видно, что в разработке схемы участвовала независимая специализированная организация, которая отразила существующее положение в системе водоотведения и водоснабжения.
Заявитель фактически не оспаривает утверждение мэрии г.о. Тольятти о том, что в схеме правильно описаны имеющиеся системы водоотведения, однако описанная в схеме система, по мнению заявителя необоснованно и в противоречии с законодательством отнесена к одной системе - общесплавной, без указания на имеющуюся самостоятельную ливневую систему, которая фактически в схеме описана.
В судебном заседании установлено, что первоначальный проект разрабатывался в 1967 году. С тех пор система водоснабжения и водоотведения претерпела изменения и не соответствует первоначальному проекту, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В судебном заседании в качестве специалиста была допрошена <...> которая пояснила, что схема отображает действительное состояние системы водоснабжения и водоотведения в г. Тольятти. Данная система требует модернизации и материальных вложений для обеспечения необходимой очистки воды перед сбросом в водохранилища, но в схеме отражена она правильно и для корректировки схемы необходимо сначала модернизировать систему водоотведения.
Оценивая представленные доказательства, в судебном заседании установлено, что спорная схема отображает имеющуюся в г.о. Тольятти систему водоснабжения и водоотведения.
Из пояснений мэрии г.о. Тольятти видно, что разработчиками проекта имеющаяся в Автозаводском районе г. Тольятти схема отнесена к общесплавной и мэрия г.о. Тольятти с данным фактом согласилась, т.к. имеется технологическая связь между двумя системами.
Заявитель данный факт оспаривает.
Вместе с тем заявитель пояснил, что в районе очистных сооружений имеются трубопроводы, которые допускают смешение хозяйственно-бытовых вод с ливневыми (поверхностными) водами, которые требуют разной очистки перед сбросом в разные водохранилища. Данный факт подтверждается рабочей схемой, предоставленной заявителем.
При этом заявитель поясняет, что наличие данных трубопроводов нельзя признать технологической связью, т.к. они закрыты на задвижки, опечатаны и не участвуют в процессе водоотведения в нормальном режиме, а возможное использование в аварийном режиме нельзя отнести к технологическому процессу.
Заявитель не оспаривает, что указанные выше трубопроводы, задвижки находятся у них на балансе, опечатаны ими самими и ими же (только ими) могут быть открыты.
Наличие технологической связи подтверждается письмом ООО "АВК" на имя мэра от 16.12.2014.
Из приказа ООО "АВК" № 14 от 23.04.2012 "Об исключении перетоков между условно-чистыми и загрязненными промышленно-ливневыми стоками", видно, что приказано закрыть и опломбировать запорную арматуру на сетях и сооружениях ливневой насосной станции, позволяющую осуществлять переток между системами условно-чистых и загрязненных промышленно-ливневых стоков № 1, 46, 48, 3В, 25, 21Б, 14, 17; запрещено применение вышеуказанной запорной арматуры за исключением случаев аварий на головных очистительных сооружениях в целях чрезвычайных техногенных ситуаций.
Из пояснений <...> видно, что смешение вод, подлежащих различной очистки, может происходить на любом этапе и в условно-чистый пруд, где вода очищается путем отстоя, попадает около 87% промливневых вод, которые должны проходить биологическую очистку.
Наличие технологической связи между имеющимися системами и пояснения <...> подтверждается письмом ОАО "АвтоВАЗ" от 16.12.2014, из которого видно, что в пруд условно-чистых стоков ООО "Автоградводоканал" поступают не только поверхностные сточные воды, но и стоки, образующиеся в результате техпроцессов на предприятиях ОАО "АвтоВАЗ", ТЭК ВАЗа, филиала "ВоТГК", предприятий ПКЗ и Стройбазы, что имеется технологическая связь между двумя системами - ЦСВ № 1 и ЦСВ № 2.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что наличие указанной схемы, не выделяющей отдельно ливневую систему, является для них коммерчески невыгодным, т.к. схема отражает систему водоотведения, имеющуюся в г.о. Тольятти.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что утвержденная схема дает возможность любым потребителям подключиться к любому трубопроводу и в таком случае произойдет смешение хозяйственно-бытовых, промышленных вод с поверхностными, что является недопустимым, поскольку в силу действующего законодательства, в т.ч. закона 416-ФЗ, существующие и вновь подключаемые объекты капитального строительства присоединяются к системам водоотведения на основании технических условий гарантирующей организации и проектной документации, согласованной также гарантирующей организации.
Факт необходимости согласования присоединения к системам заявитель не оспаривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ООО "АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ" о признании недействующим Постановления мэрии г.о. Тольятти от 31.12.2014 № 5010-1 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 по 2028 год" в части определения системы водоотведения Автозаводского района г.о. Тольятти централизованной общесплавной системой водоотведения (ЦСВ № 1) отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 августа 2015 г.


------------------------------------------------------------------