Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2015 N 496 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. № 496

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Самарской области:
от 14.05.2012 № 244 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы";
от 09.04.2013 № 143 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.05.2012 № 244 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы";
от 31.07.2013 № 359 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.05.2012 № 244 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы";
от 24.01.2014 № 27 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.05.2012 № 244 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы";
от 22.05.2014 № 287 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.05.2012 № 244 "Об утверждении Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области (Кандеева).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 6 августа 2015 г. № 496

ПРОГРАММА
ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, решениями заседания Государственного совета Российской Федерации 04.10.2013 по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

В 2012 - 2014 годах совершенствование системы управления общественными финансами Самарской области осуществлялось в рамках реализации Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.05.2012 № 244 (далее - Программа по повышению эффективности бюджетных расходов).
В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в 2012 - 2014 годах были проведены мероприятия по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов;
расширение использования программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Самарской области;
повышение эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
повышение эффективности обеспечения функций государственного управления;
сокращение бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств;
совершенствование системы финансового контроля;
совершенствование информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами;
повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
В рамках реализации мероприятий Программы по повышению эффективности бюджетных расходов проводилась работа по формированию нормативной базы повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, а также оценке эффективности исполнения расходных обязательств Самарской области, сокращению отдельных расходов исходя из их актуальности и эффективности, а также перераспределению высвобождающихся средств на более приоритетные и значимые направления расходов.
По большинству направлений реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов достигнуты значительные результаты.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов.
В целях реализации данной задачи распоряжением Правительства Самарской области от 29.12.2012 № 619-р утвержден План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, совершенствованию долговой политики и сокращению государственного долга, оптимизации бюджетных расходов и оздоровлению государственных финансов Самарской области, а также принято постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 623 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2020 годы".
В целях прогнозирования доходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период при составлении проекта областного бюджета приказом министерства управления финансами Самарской области (далее - МУФ СО) от 26.12.2012 № 01-07/77 утверждена Методика формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам.
Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот производится в соответствии с Порядком ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.07.2012 № 336, и методическими рекомендациями, утвержденными приказом МУФ СО от 19.11.2012 № 01-07/74.
В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Самарской области оценка предоставленных льгот производится для каждого отдельно взятого налога в части социальной, экономической и бюджетной эффективности. Расчеты социальной и экономической эффективности производятся уполномоченными органами и представляются в МУФ СО для расчетов бюджетной эффективности и дальнейшего заключения с целью представления Губернатору Самарской области.
Одним из направлений обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Самарской области является проведение взвешенной долговой политики. В Самарской области ограничения по предельному уровню долговой нагрузки устанавливаются с 2005 года. Согласно Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объем государственного долга Самарской области (за исключением задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета) на конец года не должен превышать 50% плановых доходов областного бюджета в соответствующем году без учета безвозмездных поступлений.
Нормативными правовыми актами Самарской области установлены дополнительные ограничения, повышающие эффективность управления государственным долгом региона, в том числе:
максимальный годовой объем средств, направляемый на погашение государственных заимствований предыдущих лет и обслуживание государственного долга, не должен превышать уровня 15% от объема доходов областного бюджета (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений);
доля расходов на обслуживание государственного долга Самарской области в общем объеме расходов областного бюджета (без учета расходов за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) должна составлять не более 5%;
доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного долга Самарской области на 1 января года, следующего за отчетным, должна составлять не менее 50%.
Кроме того, постановлением Правительства Самарской области от 25.12.2014 № 826 утверждена долговая политика Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Необходимость утверждения долговой политики Самарской области обусловлена привлечением государственных заимствований в условиях снижения поступления собственных доходов областного бюджета при сохранении стабильного уровня расходов капитального характера и увеличением в связи с этим уровня долговой нагрузки и финансовых рисков областного бюджета.
2. Расширение использования программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Самарской области.
В целях обеспечения эффективной организации процесса разработки и реализации государственных программ в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 "О разработке и реализации государственных программ в Самарской области" (далее - постановление от 20.09.2013 № 498) утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области.
В соответствии с указанным Порядком в 2013 - 2014 годах разработаны и утверждены постановлениями Правительства Самарской области 42 государственные программы Самарской области. В 2014 году доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ, составила 62,8% расходов областного бюджета.
Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам только в рамках государственных программ (за исключением ограниченного перечня субсидий, по которым не представляется возможной разработка государственных программ).
3. Повышение эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования.
Ежегодное проведение оценки эффективности исполнения расходных обязательств Самарской области было направлено на оптимизацию перечня расходных обязательств и корректировку оценки стоимости их исполнения, в том числе в зависимости от фактической эффективности использования бюджетных ассигнований.
В целях методического обеспечения процесса формирования проекта областного бюджета ежегодно МУФ СО разрабатываются методические указания о порядке составления реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования Самарской области на очередной финансовый год и плановый период. При работе над бюджетными проектировками главным распорядителям средств областного бюджета (далее - главные распорядители) рекомендовано придерживаться следующих положений:
наиболее полное внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Самарской области;
проведение анализа бюджетных расходов на предмет выявления затрат, которые могут быть оптимизированы, и оценка эффективности исполнения расходных обязательств Самарской области;
обеспечение максимальной преемственности показателей расходов областного бюджета.
В целях повышения качества бюджетного планирования разработаны Методика определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), утвержденные Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области".
Постановлением от 20.09.2013 № 498 установлено обязательное проведение независимой экспертизы проектов государственных программ, предметом которой является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации мероприятий государственных программ для граждан и организаций.
Обеспечено размещение на сайте МУФ СО в сети Интернет результатов распределения средств областного бюджета на реализацию действующих ведомственных целевых программам и государственных программ Самарской области.
4. Повышение эффективности предоставления государственных услуг.
В целях создания условий для повышения качества и доступности государственных услуг утверждены ведомственные порядки проведения оценки потребности в государственных услугах (работах), а также стандарты (требования к качеству) государственных услуг (работ).
Постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 659 утвержден Порядок проведения мониторинга и контроля за выполнением государственными учреждениями Самарской области государственных заданий. В соответствии с указанным Порядком главными распорядителями разработаны и утверждены ведомственные порядки проведения контроля за выполнением государственных заданий.
Проведены обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников государственных автономных и бюджетных учреждений Самарской области, направленные на повышение компетенции в сфере оказания платных услуг.
Реализуется поэтапный переход к оказанию государственных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме. По итогам 2014 года доля государственных услуг по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме, составила 87%.
5. Повышение эффективности обеспечения функций государственного управления.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.05.2013 № 226 утверждена Методика оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета.
В соответствии с указанной Методикой анализируется 5 групп показателей:
показатели, характеризующие качество документов, представляемых для формирования областного бюджета;
показатели, характеризующие качество планирования бюджетных расходов;
показатели, характеризующие качество исполнения областного бюджета по расходам;
показатели, характеризующие качество исполнения областного бюджета по доходам;
контроль и учет.
По итогам 2013 года средний уровень качества финансового менеджмента составил 84,4%, 2014 года - 85,7%. Рейтинг главных распорядителей по качеству финансового менеджмента размещается на официальном сайте МУФ СО в сети Интернет.
Ежегодно при формировании областного бюджета в целях сокращения расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти Самарской области проводится анализ бюджетных расходов, связанных с исполнением функций органов исполнительной власти, на предмет выявления затрат, которые могут быть оптимизированы.
Осуществлено повышение квалификации 88 государственных гражданских служащих Самарской области в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
6. Сокращение бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств.
Ежегодно в сроки подготовки проекта областного бюджета осуществлялась выработка предложений по сокращению и оптимизации бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств. Кроме того, анализировался перечень нормативных публичных обязательств на предмет их социальной эффективности и целесообразности сохранения в дальнейшем. Уточнялись схемы соответствующих финансовых потоков в целях сокращения административных и транзакционных издержек при предоставлении социальных выплат физическим лицам и субсидий юридическим лицам.
Кроме того, значительное внимание уделяется сокращению просроченной кредиторской задолженности. Приказом МУФ СО от 17.04.2013 № 01-07/18 утвержден План мероприятий МУФ СО по сокращению просроченной кредиторской задолженности участников бюджетного процесса.
Результатом проведения мониторинга кредиторской задолженности участников бюджетного процесса, а также эффективности работы органов исполнительной власти Самарской области, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений Самарской области, в части контроля предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Самарской области является отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда и социальным выплатам консолидированного бюджета Самарской области.
Помимо реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Правительством Самарской области в 2014 году в условиях снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов проводилась работа, направленная на обеспечение сбалансированности областного бюджета и повышение эффективности использования средств областного бюджета. В рамках данной работы приняты распоряжения Правительства Самарской области:
от 06.02.2014 № 65-р "О мерах по реализации Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
от 30.04.2014 № 311-р "О дополнительных мерах по реализации Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
от 24.09.2014 № 746-р "Об обеспечении сбалансированности в ходе исполнения областного бюджета в 2014 году".
В соответствии с указанными правовыми актами Самарской области в 2014 году средства областного бюджета направлялись на оплату бюджетных и договорных обязательств преимущественно при возникновении потребности в кассовых расходах. Для этого главными распорядителями в порядки предоставления субсидий из областного бюджета вносились изменения, предусматривающие перечисление средств областного бюджета при наличии документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств.
МУФ СО разработан и внедрен с использованием автоматизированной системы "Бюджет" механизм финансирования государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на государственное задание, под фактическую потребность в кассовых расходах. В результате экономия средств субсидий на выполнение государственного задания в 2014 году составила 1,3 млрд. рублей.
Согласование планируемых закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Самарской области осуществлялось с учетом информации об объемах неиспользуемых остатков бюджетных ассигнований и приоритетности расходования средств областного бюджета.
Решение об использовании экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам проведения конкурсных процедур, принималось комиссией по бюджетным проектировкам при Правительстве Самарской области (далее - комиссия). По итогам 2014 года объем экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам осуществления закупок товаров (работ, услуг) с использованием конкурентных способов определения поставщиков, составил 997,6 млн. рублей. На основании решений о перераспределении средств областного бюджета, высвободившихся в результате проведения конкурентных способов определения поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных нужд, принятых комиссией, разрешено было использовать средства областного бюджета в объеме 160,6 млн. рублей.
Принятие и реализация указанных правовых актов Самарской области позволили поддерживать сбалансированность областного бюджета, обеспечить более эффективное использование средств областного бюджета, снизить зависимость областного бюджета от временных кассовых разрывов, установить приоритетность расходования средств областного бюджета, провести оптимизацию бюджетных расходов.
В результате принятых мер по обеспечению сбалансированности все социально значимые обязательства областного бюджета, предусмотренные Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", были исполнены в полном объеме.
7. Совершенствование системы финансового контроля.
В Самарской области сложилась и функционирует система государственного финансового контроля, основанная на взаимосвязи осуществления предварительного и последующего контроля, а также принципе риск-ориентированного планирования контрольной деятельности. Активно реализуется функция по предварительному контролю, которая включает в себя:
оценку бюджетных расходов, как вновь принимаемых, так и действующих, на предмет их обоснованности и эффективности;
выявление рисков и подготовку предложений по их нивелированию или предупреждению;
выявление и предупреждение возможных бюджетных и финансовых нарушений;
обеспечение дальнейшего контроля за устранением рисков и недопущение выявленных бюджетных нарушений.
Также, помимо сформированной и реализуемой системы государственного финансового контроля, в Самарской области обеспечено нормативное регулирование порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Между тем в силу планируемых значительных изменений бюджетного законодательства система финансового контроля в Самарской области будет нуждаться в совершенствовании и приведении ее в соответствие с данными изменениями.
8. Совершенствование информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами.
В соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" осуществлен переход на использование программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию формирования консолидированной отчетности всеми участниками бюджетного процесса на областном и муниципальном уровнях в Самарской области, построенного на базе web-технологий.
Развитие региональной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Самарской области" по предоставлению государственных услуг в электронной форме осуществлялось на основании постановления Правительства Самарской области от 20.12.2012 № 779 "Об утверждении Плана-графика перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме, Типового плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 № 447 "Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг".
9. Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
В целях стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Самарской области от 12.12.2012 № 742 "О предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития";
постановление Правительства Самарской области от 22.02.2013 № 50 "Об утверждении Порядка расчета и предоставления из областного бюджета местным бюджетам дотаций на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами".
Система показателей качества управления муниципальными финансами разработана исходя из наиболее приоритетных направлений совершенствования муниципальных финансов в области бюджетного процесса, управления доходами и расходами бюджета, муниципальным долгом.
В целом задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены. Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
программно-целевой метод планирования бюджетных расходов недостаточно используется в качестве основы бюджетного планирования и основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
недостаточно применяются принципы государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
не разработан механизм определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Самарской области и оказание государственных услуг подведомственными государственными учреждениями Самарской области.
Совершенствование управления общественными финансами Самарской области с учетом достигнутых результатов планируется осуществить в рамках настоящей Программы.

2. Цель, задачи Программы и целевые показатели (индикаторы)

Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств областного бюджета при реализации приоритетов социально-экономического развития Самарской области, развитие механизмов государственно-частного партнерства в Самарской области.
Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих основных задач:
1. Совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования.
2. Расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области.
4. Развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области.
5. Формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов.
6. Повышение качества оказания государственных услуг.
7. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Самарской области.
Целевые показатели (индикаторы) решения вышеуказанных задач и их значения устанавливаются в соответствии с приложением 1 к настоящей Программе.
Программные мероприятия будут реализованы в течение 2015 - 2018 годов.

3. Основные направления реализации мероприятий Программы

Направления реализации программных мероприятий соответствуют перечню программных задач.
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования.
В целях совершенствования бюджетного процесса на основе стратегического планирования формирование налоговой и бюджетной политики Самарской области будет обеспечено с учетом основных положений налоговой и бюджетной политики Российской Федерации и ежегодных посланий Президента Российской Федерации и Губернатора Самарской области, стратегии социально-экономического развития Самарской области.
В рамках решения данной задачи будет обеспечена разработка бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период (далее - бюджетный прогноз) с представлением его в Самарскую Губернскую Думу одновременно с проектом закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Основной целью бюджетного прогноза является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития Самарской области в долгосрочном периоде, сформулированных в документах стратегического планирования, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Распоряжением Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 1016-р утвержден и реализуется План подготовки нормативных правовых актов Правительства Самарской области, необходимых для реализации норм Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации". В соответствии с Планом во втором полугодии 2015 года будет подготовлен порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Самарской области на долгосрочный период, а также долгосрочный прогноз, который станет основой при подготовке бюджетного прогноза. В целях совершенствования процесса стратегического планирования в Самарской области также будет разработан порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Самарской области.
В рамках стратегического планирования продолжится разработка прогноза социально-экономического развития Самарской области на среднесрочный период, а также программы действий Правительства Самарской области на текущий год по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ежегодного послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе.
Задача 2. Расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
Применение программно-целевого метода бюджетного планирования служит основой для повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации средств областного бюджета на стратегических направлениях деятельности региона.
Государственные программы, являющиеся основным инструментом программно-целевого метода бюджетного планирования, позволяют определять возможности достижения целей социально-экономического развития региона в соответствии с объемами финансовых ресурсов.
Государственные программы Самарской области разрабатываются исходя из положений стратегии социально-экономического развития Самарской области и планов социально-экономического развития Самарской области долгосрочного и среднесрочного характера, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных правовых актов Самарской области.
Переход к программному бюджету требует повышения качества организации бюджетного планирования программных расходов и их обоснованности, направленности на достижение количественно измеряемых результатов, взаимосвязи различных программных инструментов, а также увеличения доли охвата бюджетных средств планируемыми программными мероприятиями.
Практика формирования государственных программ Самарской области позволила выявить наличие определенных проблем и ограничений. Разработка и утверждение государственных программ Самарской области осуществляется в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках формирования трехлетнего бюджета. При этом сроки реализации государственных программ устанавливаются, как правило, на более длительную перспективу.
Способствовать решению данной проблемы может установление предельных объемов ("потолков") расходов на весь срок реализации каждой государственной программы Самарской области.
При установлении предельных объемов ("потолков") расходов по государственным программам необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития Самарской области, изменение потребностей в объемах государственных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Самарской области.
Предельные объемы расходов позволят определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей государственных программ Самарской области для выявления и использования резервов с целью перераспределения расходов. Все это позволит повысить эффективность использования средств областного бюджета.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим государственным программам Самарской области и ведомственным целевым программам должен определяться в рамках объективных возможностей областного бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам их реализации. Государственные программы Самарской области и ведомственные целевые программы должны стать механизмом для принятия решений о корректировке действующих расходных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующих сферах социально-экономического развития Самарской области.
Задача 3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области.
В рамках решения задачи по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета необходимо поддерживать безопасный уровень государственного долга Самарской области.
В целом политика государственных заимствований в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет исходить из необходимости поддержания объема государственного долга Самарской области на экономически безопасном уровне. Такой подход обеспечит устойчивость областного бюджета, поскольку позволит в случае увеличения объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в целях покрытия дефицита областного бюджета увеличить объем заимствований при сохранении контролируемого уровня объема государственного долга.
В 2015 - 2018 годах необходимо продолжить работу по увеличению доходной части консолидированного бюджета Самарской области в рамках планов совместных мероприятий, направленных на увеличение собираемости имущественных налогов физических лиц (транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц), а также планов мероприятий, направленных на увеличение поступлений налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц. Также необходимо продолжить курирование работ, проводимых органами местного самоуправления совместно с налоговыми органами и Управлением Росреестра по Самарской области, в части актуализации государственного кадастра недвижимости и анализа налогообложения объектов недвижимого имущества.
Также целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая принятие мер по повышению сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, улучшению качества бюджетного планирования, использованию программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты, оптимизации сети муниципальных учреждений. По результатам оценки качества управления муниципальными финансами будет продолжена практика предоставления из областного бюджета дотаций на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами муниципальным образованиям Самарской области.
Задача 4. Развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области.
В целях решения указанной задачи необходимо:
учесть механизм государственно-частного партнерства при разработке документов стратегического планирования;
продолжить реализацию концепции государственно-частного партнерства Самарской области, направленную на совершенствование правового регулирования и применяемых административных процедур в сфере государственно-частного партнерства и повышение инвестиционной привлекательности Самарской области, с учетом законодательства Российской Федерации и анализа практической реализации механизма государственно-частного партнерства в других регионах;
осуществлять координацию взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, государственных учреждений Самарской области и потенциальных частных партнеров при реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках межведомственных рабочих групп.
Задача 5. Формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов.
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти (государственных органов) Самарской области за достижение запланированных целей и результатов. В связи с этим планируется создание целостной системы анализа повышения эффективности бюджетных расходов, основывающейся на следующих базовых подходах:
анализ эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса;
сопоставимость объектов анализа;
публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов анализа;
учет результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в процессе формирования проекта областного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования бюджетных расходов будут применяться механизмы обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий, сформированных на основе нормативных затрат, утвержденных в соответствии с общими требованиями к их расчету, определенными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также сводные планы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, включая обоснованность максимальных (начальных) цен.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Оценка достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации государственных программ Самарской области.
Итогом формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение или увеличение объемов финансовых ресурсов в зависимости от фактически достигнутых результатов, а также разработка конкретных мер, направленных на повышение эффективности использования средств областного бюджета.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти Самарской области.
В соответствии с федеральным законодательством внутренний финансовый контроль в системе главного распорядителя бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости, в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению ее эффективности. Основные результаты внутреннего финансового контроля должны заключаться в подготовке предложений по повышению эффективности бюджетных расходов и результативности использования средств областного бюджета.
Повышению эффективности бюджетных расходов должно также способствовать утверждение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), направленных на ограничение закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Самарской области и подведомственных им казенных учреждений Самарской области, проведение анализа исполнения действующих расходных обязательств с целью выявления избыточного финансирования.
Повышению эффективности расходования средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности, при проведении закупок, осуществляемых государственными бюджетными и автономными учреждениями Самарской области, будет способствовать ведение отчетности по закупкам отдельных видов юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в доработанном программном комплексе АИС "Госзаказ".
В рамках решения данной задачи будет также продолжена работа по проведению мониторинга кредиторской задолженности участников бюджетного процесса, а также эффективности работы органов исполнительной власти Самарской области, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений Самарской области, в части контроля предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Самарской области и применения мер реагирования (ответственности).
Задача 6. Повышение качества оказания государственных услуг.
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных учреждений Самарской области, направленной на повышение доступности и качества оказания государственных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности, в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Как и учреждения других субъектов Российской Федерации, государственные учреждения Самарской области столкнулись в процессе своей деятельности с рядом проблем. Наиболее значимые среди них - это различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, применение индивидуальных нормативов, непригодных для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений, преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет.
Для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Формирование ведомственных перечней государственных услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти.
2. Переход при финансовом обеспечении государственных учреждений Самарской области к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом отраслевой специфики) (далее - нормативные затраты) в соответствии с требованиями, определенными федеральными органами исполнительной власти. Это позволит повысить конкуренцию среди учреждений и, следовательно, обеспечит и повышение качества оказываемых услуг.
3. Проведение анализа выполнения (невыполнения) государственных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением финансовых санкций (штрафов) за нарушение условий выполнения государственных заданий.
4. Формирование государственных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений Самарской области в соответствии с нормативными затратами в целях оптимизации расходов областного бюджета.
5. Оптимизация подведомственной сети государственных учреждений Самарской области в случае отсутствия прямой связи фактически оказываемых ими услуг (выполняемых работ) и полномочий профильного органа государственной власти или отсутствия потребности в предоставляемых услугах.
6. Минимизация финансового обеспечения осуществляемой государственными учреждениями Самарской области деятельности, напрямую не связанной с основными видами деятельности, а также исключение финансирования дублирующих направлений деятельности.
7. Проведение инвентаризации государственных заданий, доведенных до учреждений, с учетом фактического их выполнения в отчетном периоде и обеспечения соответствия государственных заданий целям, для достижения которых государственные учреждения созданы.
8. Проведение анализа качества оказываемых государственными учреждениями Самарской области услуг (выполняемых работ), а также анализ их стоимости в целях определения оптимального способа их оказания (выполнения), в том числе с учетом возможного привлечения негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения государственного заказа на оказание государственных услуг.
9. Мониторинг использования движимого и недвижимого имущества государственными учреждениями Самарской области на предмет выявления фактов неэффективного, ненадлежащего использования имущества с последующим изъятием излишнего имущества, передачей его для использования иными субъектами хозяйствования, предоставления в аренду по рыночным ценам.
10. Контроль закупок государственных учреждений Самарской области за счет всех источников финансирования на предмет необходимости использования в деятельности учреждений приобретаемых товаров (работ, услуг), обоснованности закупки, завышения цены, а также учет полученных результатов при планировании расходов областного бюджета.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания государственных услуг (работ).
Задача 7. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Самарской области.
Открытость и прозрачность общественных финансов предполагает общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов. Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации по Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, а также в целях дополнительного информирования населения о бюджетном процессе на официальном сайте МУФ СО в сети Интернет в разделе "Бюджет для граждан" размещены параметры областного бюджета на 2015 год.
Повышение прозрачности и подотчетности деятельности главных распорядителей необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса. Для достижения перечисленных целей в Самарской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения об областном бюджете и отчетах о его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами Самарской области;
2) размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации об областном бюджете и бюджетном процессе Самарской области в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации;
3) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на областном уровне, проектов государственных программ Самарской области и отчетов об их реализации;
4) развитие механизмов эффективного взаимодействия главных распорядителей с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями их сайтов (форумы, интернет-приемные и т.п.).
5) размещение реестров действующих и принимаемых расходных обязательств главных распорядителей средств областного бюджета на официальных сайтах главных распорядителей средств областного бюджета или на официальном сайте Правительства Самарской области;
6) размещение на официальном сайте МУФ СО в сети Интернет информации о планировании и исполнении областного и консолидированного бюджетов Самарской области;
7) публикация в составе материалов к проекту закона об областном бюджете основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
8) формирование ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Самарской области, в соответствии с базовыми перечнями в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Результатом этой работы должно стать создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности главных распорядителей.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить качественное улучшение системы управления общественными финансами Самарской области.

4. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках текущей деятельности главных распорядителей.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на принципах партнерства органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Самарской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников Программы, заинтересованных в ее реализации.
Рассмотрение хода выполнения Программы планируется осуществлять в рамках межведомственной комиссии при Правительстве Самарской области по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с определенными в ней целями и задачами, которые реализуются через систему программных мероприятий, указанных в приложении 2 к настоящей Программе.

6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

Реализация мероприятий Программы создаст условия для:
повышения эффективности бюджетных расходов при реализации государственных программ Самарской области и оказании государственных услуг Самарской области;
достижения положительного уровня развития государственно-частного партнерства в Самарской области, являющегося показателем оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации;
повышения инвестиционной привлекательности Самарской области.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется МУФ СО в соответствии со следующей формулой



где Rреал - показатель результативности реализации Программы;
Хфакт - количество фактически достигнутых значений целевых показателей;
Хплан - общее количество целевых показателей.
При учете количества фактически достигнутых значений показателей допускается отклонение значения от заявленного планового показателя в размере, не превышающем 10% планового значения показателя:
по пунктам 4, 8, 9, 11 приложения 1 к Программе - в большую сторону;
по пунктам 10, 33 приложения 1 к Программе - в меньшую сторону.
При этом вывод о результативности реализации Программы делается на основе следующей таблицы:

Значение показателя результативности реализации Программы (Rреал)
Результативность реализации Программы
Rреал >= 90%
Высокая
70% <= Rреал < 90%
Средняя
Rреал < 70%
Низкая





Приложение 1
к Программе
Правительства Самарской области
по повышению эффективности управления
общественными финансами Самарской области
на период до 2018 года

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЕЖЕГОДНЫЙ ХОД
И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА

№ п/п
Наименование цели, задачи, показателя (индикатора)
Единица измерения, условное обозначение
Значение показателя (индикатора) по годам
2014 (отчет)
2015 (оценка)
плановый период (прогноз)
2016
2017
2018
Цель. Повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств областного бюджета при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Самарской области, развитие механизмов государственно-частного партнерства в Самарской области
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования
1.
Наличие прогноза социально-экономического развития Самарской области на долгосрочный период
0 - нет
1 - да
-
1
1
1
1
2.
Наличие прогноза социально-экономического развития Самарской области на среднесрочный период
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
3.
Наличие стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
0 - нет
1 - да
-
-
1
1
1
4.
Выполнение ответственными органами исполнительной власти (государственными органами) Самарской области Программы действий Правительства Самарской области на текущий год по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ежегодного послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе
%
92
не менее 90
не менее 90
не менее 90
не менее 90
5.
Наличие бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период
0 - нет
1 - да
-
0
1
1
1
Задача 2. Расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
6.
Утверждение проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в программном разрезе
0 - нет
1 - да
-
1
1
1
1
7.
Наличие предельных объемов бюджетных ассигнований по каждой государственной программе Самарской области и ведомственной целевой программе на весь срок их реализации с учетом достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ
0 - нет
1 - да
-
0
1
1
1
8.
Доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета
%
63
70
75
80
85
9.
Доля инвестиционных расходов, осуществляемых в рамках государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ, в общем объеме инвестиционных расходов
%
94
80
85
90
90
10.
Доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных программ Самарской области, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам (за исключением средств, распределяемых в течение финансового года за счет зарезервированных ассигнований)
%
90
90
95
95
95
11.
Доля субсидий местным бюджетам, распределяемых законом об областном бюджете, в общем объеме субсидий местным бюджетам (за исключением средств, распределяемых в течение финансового года за счет зарезервированных ассигнований)
%
12
20
23
25
30
Задача 3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области
12.
Прогнозирование доходной части областного бюджета согласно Методике формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
13.
Проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
14.
Реализация планов мероприятий по повышению налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Самарской области (отчет)
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
15.
Принятие и реализация плана мероприятий по инвентаризации имущества Самарской области
0 - нет
1 - да
0
1
0
0
1
16.
Проведение на постоянной основе мониторинга рынков долгового капитала с целью наиболее эффективного привлечения заимствований и снижения их стоимости для областного бюджета
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
17.
Формирование равномерного графика погашения заимствований во избежание "пиковых" выплат по долгу и поддержание высокой кредитоспособности региона
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
18.
Доля расходов бюджетов городских округов и муниципальных районов Самарской области, утвержденных на три года, в общем объеме расходов бюджетов городских округов и муниципальных районов Самарской области
%
100
100
100
100
100
19.
Наличие нормативно утвержденного формульного порядка определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Самарской области
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
20.
Наличие не меняющейся в течение отчетного года методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Самарской области, за исключением изменений технического характера
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
Задача 4. Развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области
21.
Наличие концепции государственно-частного партнерства в Самарской области
0 - нет
1 - да
0
0
0
1
1
Задача 5. Формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов
22.
Доля кассовых выплат за счет средств государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области, проведенных министерством управления финансами Самарской области в соответствии с показателями планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, в общем объеме кассовых выплат за счет средств государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области, проведенных министерством управления финансами Самарской области
%
0
100
100
100
100
23.
Доля субсидий на государственное задание, целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставленных государственным бюджетным и автономным учреждениям Самарской области под фактическую потребность в кассовых расходах, в общем объеме указанных субсидий, предоставленных государственным бюджетным и автономным учреждениям Самарской области
%
-
100
100
100
100
24.
Доля главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих согласование заявок подведомственных государственных учреждений Самарской области для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг, в общем количестве главных распорядителей средств областного бюджета, имеющих подведомственные государственные учреждения Самарской области
%
23
95
100
100
100
25.
Проведение ежемесячного мониторинга неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, на счетах местных бюджетов
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
26.
Доля экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам проведения конкурентных способов размещения заказов, использование которой осуществляется в соответствии с решениями комиссии по бюджетным проектировкам при Правительстве Самарской области, в общем объеме экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам проведения конкурентных способов размещения заказов
%
100
100
100
100
100
Задача 6. Повышение качества оказания государственных услуг
27.
Утверждение ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Самарской области, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти (далее - ведомственные перечни)
0 - нет
1 - да
-
1
-
-
-
28.
Актуализация утвержденных ведомственных перечней (в случае необходимости)
0 - нет
1 - да
-
-
1
1
1
29.
Наличие утвержденных нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с требованиями, определенными федеральными органами исполнительной власти
0 - нет
1 - да
-
0
1
1
1
30.
Доля государственных учреждений Самарской области, выполнивших государственное задание на 100%, в общем количестве государственных учреждений Самарской области, которым установлены государственные задания
%
99
100
100
100
100
Задача 7. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Самарской области
31.
Размещение информации об областном бюджете на официальном сайте министерства управления финансами Самарской области в разделе "Бюджет для граждан"
0 - нет
1 - да
1
1
1
1
1
32.
Размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации об областном бюджете и бюджетном процессе в Самарской области в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации
0 - нет
1 - да
-
-
1
1
1
33.
Доля государственных учреждений Самарской области, разместивших информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства на официальном сайте Российской Федерации www.bus.gov.ru в сети Интернет, в общем количестве государственных учреждений Самарской области
%
98
100
100
100
100





Приложение 2
к Программе
Правительства Самарской области
по повышению эффективности управления
общественными финансами Самарской области
на период до 2018 года

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители (соисполнители)
Срок реализации
Вид документа (проект)
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования
1.
Разработка прогноза социально-экономического развития Самарской области на долгосрочный период
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - МЭРИТ)
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
2.
Разработка прогноза социально-экономического развития Самарской области на среднесрочный период
МЭРИТ
Ежегодно
Постановление Правительства Самарской области
3.
Разработка стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
МЭРИТ
2015 - 2016 годы
Постановление Правительства Самарской области
4.
Разработка программы действий Правительства Самарской области на текущий год по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ежегодного послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе
МЭРИТ, органы исполнительной власти (государственные органы) Самарской области
Ежегодно
Распоряжение Правительства Самарской области
5.
Разработка налоговой и бюджетной политики Самарской области с учетом основных положений налоговой и бюджетной политики Российской Федерации и ежегодных посланий Президента Российской Федерации и Губернатора Самарской области
Министерство управления финансами Самарской области (далее - МУФ СО)
Ежегодно в сроки подготовки проекта областного бюджета
Основные направления бюджетной политики Самарской области
6.
Разработка и утверждение бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период
МУФ СО
2016 год
Постановление Правительства Самарской области
Задача 2. Расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
7.
Формирование проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в программном разрезе
МУФ СО
Ежегодно в сроки подготовки проекта областного бюджета
Закон Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
8.
Рассмотрение годовых отчетов о ходе реализации государственных программ Самарской области и информации о ходе реализации ведомственных целевых программ, подготовка соответствующих заключений, содержащих в том числе предложения по сокращению объемов финансового обеспечения реализации неэффективных государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ (отдельных мероприятий государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ)
МЭРИТ, МУФ СО
Ежегодно
Информация об оценке эффективности реализации государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ
9.
Корректировка параметров государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ в соответствии с рекомендациями, изложенными в заключениях МЭРИТ и МУФ СО на информацию о ходе реализации государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ, в т.ч. изменение объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ
Органы исполнительной власти (государственные органы) Самарской области, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Самарской области и разработчиками ведомственных целевых программ
2015 - 2018 годы
Постановления Правительства Самарской области о внесении изменений в постановления Правительства Самарской области об утверждении государственных программ Самарской области, приказы органов исполнительной власти (государственных органов) Самарской области о внесении изменений в ведомственные целевые программы
10.
Обеспечение предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в рамках государственных программ Самарской области
Главные распорядители средств областного бюджета (далее - ГРБС), МУФ СО
2015 - 2018 годы
Постановления Правительства Самарской области о внесении изменений в постановления Правительства Самарской области об утверждении государственных программ Самарской области
Задача 3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области
11.
Определение мер, направленных на реализацию закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
МУФ СО
Ежегодно
Правовые акты Самарской области
12.
Проведение оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот
МУФ СО, отраслевые органы исполнительной власти
Ежегодно
Письмо Губернатору Самарской области о результатах оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот
13.
Реализация плана мероприятий по повышению налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Самарской области
МУФ СО, отраслевые органы исполнительной власти
2015 - 2018 годы
Письмо в адрес первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области
14.
Проведение инвентаризации имущества Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - МИО), отраслевые органы исполнительной власти
2015 - 2018 годы
Отчет об инвентаризации, предложения Губернатору Самарской области по результатам инвентаризации
15.
Использование при осуществлении государственных заимствований всех финансовых инструментов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, отдавая предпочтение долгосрочным и наиболее экономичным
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
16.
Проведение мониторинга качества управления муниципальными финансами
МУФ СО
Ежеквартально
Составление рейтинга муниципальных образований Самарской области по качеству управления муниципальными финансами и размещение его на сайте МУФ СО
17.
Выделение дотаций на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами муниципальным образованиям по результатам оценки качества управления муниципальными финансами, учитывающей принятие мер по повышению сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, улучшению качества бюджетного планирования, обеспечению трехлетнего бюджетного планирования и оптимизации сети муниципальных учреждений
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Приказы МУФ СО по распределению дотаций
Задача 4. Развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области
18.
Учет механизмов государственно-частного партнерства при разработке документов стратегического планирования
МЭРИТ, ГРБС
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
19.
Создание и развитие нормативной правовой базы Самарской области, регулирующей механизм государственно-частного партнерства
МЭРИТ
2015 - 2018 годы
Нормативные правовые акты Самарской области, регулирующие механизм государственно-частного партнерства
20.
Создание и работа межведомственных рабочих групп
МЭРИТ
2015 - 2018 годы
Приказы МЭРИТ
Задача 5. Формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов
21.
Проведение оценки эффективности бюджетных расходов, в том числе с целью выявления избыточного финансирования, на стадии их планирования (непосредственная "увязка" соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть)
ГРБС, МУФ СО, служба государственного финансового контроля Самарской области (далее - Госфинконтроль) (в рамках своих полномочий)
Ежегодно
Аналитическая записка, акты (заключения) по итогам контрольных мероприятий
22.
Проведение оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований (сопоставление целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов)
ГРБС
Ежегодно
Аналитическая записка
23.
Разработка и утверждение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)
Главное управление организации торгов Самарской области (далее - ГУОТ), ГРБС
После принятия соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне
Постановление Правительства Самарской области
24.
Утверждение порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Самарской области и подведомственных им казенных учреждений Самарской области
МУФ СО
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
25.
Утверждение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Самарской области и подведомственных им казенных учреждений Самарской области
ГРБС
2016 год
Ведомственные нормативные акты
26.
Формирование обоснований бюджетных ассигнований на обеспечение функций государственных органов Самарской области и подведомственных им казенных учреждений Самарской области с учетом утвержденных нормативных затрат
ГРБС
2016 - 2018 годы
Аналитическая записка
27.
Осуществление внутреннего финансового контроля и формирование по его итогам предложений по повышению эффективности бюджетных расходов для направления в Госфинконтроль и МУФ СО
ГРБС
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
28.
Проведение мониторинга кредиторской задолженности участников бюджетного процесса, а также эффективности работы органов исполнительной власти Самарской области, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений Самарской области, в части контроля предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Самарской области и применения мер реагирования (ответственности)
ГРБС, имеющие подведомственные учреждения, МУФ СО
2015 - 2018 годы
Отчеты при применении мер реагирования (ответственности)
29.
Контроль качества и полноты отражения показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области (далее - ПФХД) в АС "Бюджет"
ГРБС, имеющие подведомственные бюджетные и автономные учреждения, МУФ СО
2015 - 2018 годы
Отчет об исполнении показателей ПФХД
30.
Контроль за исполнением ПФХД (осуществление контроля платежных документов на соответствие показателям ПФХД, отраженных в АС "Бюджет")
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Отчет о результатах мониторинга
31.
Внесение изменений в Порядок взаимодействия органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для государственных нужд Самарской области, и государственных заказчиков Самарской области, их подведомственных учреждений, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 № 843, в части установления обязанности ГРБС по согласованию заявок подведомственных государственных учреждений Самарской области
ГУОТ
2015 год
Постановление Правительства Самарской области о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 30.12.2013 № 843
32.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих в сфере повышения эффективности управления общественными финансами, а также внутреннего контроля и аудита
Администрация Губернатора Самарской области, ГРБС, МУФ СО
2015 - 2018 годы
Программы повышения квалификации
33.
Участие в обеспечении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в сфере повышения эффективности управления общественными финансами
Администрация Губернатора Самарской области, МУФ СО
2015 - 2018 годы
Программы повышения квалификации
34.
Повышение уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета по сравнению с предыдущим отчетным периодом
ГРБС
2015 - 2018 годы
Письмо МУФ СО о результатах мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС в адрес Губернатора Самарской области
35.
Внесение изменений в нормативные правовые акты МУФ СО в части установления порядка осуществления финансовым органом контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
МУФ СО
2016 год
Приказ МУФ СО
36.
Интеграция программных комплексов АС "Бюджет" и АИС "Госзаказ" при формировании и ведении планов закупок и планов-графиков, извещений, сведений о контракте и об исполнении контракта в целях реализации контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
МУФ СО, ГУОТ, департамент информационных технологий и связи Самарской области (далее - ДИТ)
2016 год
Доработанное программное обеспечение
37.
Проведение мониторинга объемов экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных нужд
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Отчет об экономии средств областного бюджета, образовавшейся по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков товаров (работ, услуг)
38.
Разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения государственных нужд Самарской области
ГУОТ
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
39.
Разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения государственных нужд Самарской области
ГУОТ
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
40.
Утверждение требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения
ГУОТ
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
41.
Утверждение правил определения требований к закупаемым государственными органами, их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)
ГУОТ, ГРБС
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
42.
Доработка программного комплекса АИС "Госзаказ" подсистемой "Закупки отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)" в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
ГУОТ, ДИТ
2015 - 2016 годы
Доработанное программное обеспечение
43.
Доработка программного комплекса АИС "Госзаказ" подсистемой "Малые закупки" в целях повышения эффективности государственных закупок по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ГУОТ, ДИТ
2016 год
Доработанное программное обеспечение
Задача 6. Повышение качества оказания государственных услуг
44.
Разработка порядка формирования и ведения ведомственных перечней государственных услуг
МУФ СО
2015 год
Постановление Правительства Самарской области
45.
Разработка и утверждение ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Самарской области, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее - базовые перечни)
ГРБС
2015 год
Ведомственные нормативные акты
46.
Утверждение нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) в соответствии с общими требованиями к расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ), определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности
ГРБС
Ежегодно начиная с формирования государственных заданий на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Ведомственные нормативные акты
47.
Проведение мониторинга хозяйственной и финансовой деятельности государственных учреждений Самарской области, государственных унитарных предприятий Самарской области
ГРБС, МУФ СО, МИО, Госфинконтроль (в рамках своих полномочий)
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка, акты (заключения) по итогам контрольных мероприятий
48.
Оптимизация подведомственной сети государственных учреждений Самарской области в случае отсутствия прямой связи фактически оказываемых ими услуг (выполняемых работ) и полномочий профильного органа государственной власти или отсутствия потребности в предоставляемых услугах
ГРБС
По итогам полугодия
Отчет в Правительство Самарской области
49.
Минимизация финансового обеспечения осуществляемой государственными учреждениями Самарской области деятельности, напрямую не связанной с основными видами деятельности, и исключение финансирования дублирующих направлений деятельности
ГРБС, МУФ СО, Госфинконтроль (в рамках своих полномочий)
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка, акты (заключения) по итогам контрольных мероприятий
50.
Инвентаризация государственных заданий на предмет их выполнения в отчетном периоде и соответствия целям, для достижения которых созданы государственные учреждения Самарской области
ГРБС, МУФ СО, Госфинконтроль (в рамках своих полномочий)
Ежегодно
Аналитическая записка, акты (заключения) по итогам контрольных мероприятий
51.
Анализ качества оказываемых государственными учреждениями Самарской области услуг (выполняемых работ), а также анализ их стоимости в целях определения оптимального способа их оказания (выполнения), в том числе с учетом возможного привлечения негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения государственного заказа на оказание государственных услуг
ГРБС
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
52.
Мониторинг использования движимого и недвижимого имущества государственными учреждениями Самарской области на предмет выявления фактов неэффективного, ненадлежащего использования имущества с последующим изъятием излишнего имущества, передачей его для использования иными субъектами хозяйствования, предоставления в аренду по рыночным ценам
ГРБС, МИО
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
53.
Контроль закупок государственных учреждений Самарской области за счет всех источников финансирования по направлениям, предусмотренным законодательством о контрактной системе
ГРБС, Госфинконтроль (в рамках своих полномочий)
2015 - 2018 годы
Аналитическая записка
Задача 7. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Самарской области
54.
Формирование информационного сборника "Бюджет для граждан" для размещения на официальном сайте МУФ СО в сети Интернет
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Информационный сборник "Бюджет для граждан"
55.
Размещение на официальном сайте МУФ СО в сети Интернет информации о планировании и исполнении областного и консолидированного бюджетов Самарской области
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Информации о планировании и исполнении областного и консолидированного бюджетов Самарской области
56.
Размещение на официальных сайтах ГРБС реестров действующих и принимаемых расходных обязательств ГРБС, являющихся основанием для составления проекта закона об областном бюджете
ГРБС
2015 - 2018 годы
Реестры действующих и принимаемых расходных обязательств ГРБС, являющихся основанием для составления проекта закона об областном бюджете
57.
Размещение на официальных сайтах ГРБС реестров действующих расходных обязательств ГРБС в соответствии с данными годового отчета об исполнении областного бюджета согласно требованиям постановления Правительства Самарской области от 04.10.2013 № 525
ГРБС
2015 - 2018 годы
Реестры действующих расходных обязательств ГРБС в соответствии с данными годового отчета об исполнении областного бюджета
58.
Размещение утвержденного плана закупок в единой информационной системе в сфере закупок
ГРБС
2016 - 2018 годы
Опубликованная информация
59.
Размещение утвержденного плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок
ГРБС
2016 - 2018 годы
Опубликованная информация
60.
Публикация в составе материалов к проекту закона об областном бюджете основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Основные направления налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период
61.
Формирование ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Самарской области, в соответствии с базовыми перечнями в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет")
ГРБС
2015 год
Ведомственные перечни
62.
Ведение ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Самарской области, в соответствии с базовыми перечнями в системе "Электронный бюджет"
ГРБС
2016 - 2018 годы
Ведомственные перечни
63.
Ведение реестра участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в системе "Электронный бюджет"
МУФ СО
2015 - 2018 годы
Реестр участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса


------------------------------------------------------------------