Апелляционное определение Самарского областного суда от 28.08.2015 N 33-9802/2015 <Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года о признании недействующим постановления мэрии городского округа Тольятти от 19.01.2015 N 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 23.05.2014 N 1683-п/1 "Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти">
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2015 г. по делу № 33-9802/2015
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Акининой О.А., Родиной Т.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года по заявлению прокурора г. Тольятти об оспаривании нормативного правового акта, с участием прокурора Сливы Г.Ю., представителя мэрии г.о. Тольятти С.,
установила:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти" (опубликовано "Городские ведомости" № 4 (1782) от 23.01.2015), в соответствии с которым из Реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти исключена муниципальная услуга "Предоставление в собственность граждан, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа Тольятти". Основанием для исключения данной услуги явилось утверждение акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления указанной категории граждан. По мнению заявителя, невозможность предоставления муниципальной услуги по каким-либо причинам не может служить основанием для ее исключения из реестра.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти просит решение отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Полагает, что после утверждения акта об отсутствии свободной земли и передачи пакетов документов граждан, не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельного участка, в смежное муниципальное образование, дальнейшее предоставление муниципальной услуги прекращено, принятие заявлений и постановка на учет не осуществляются.
В заседании судебной коллегии представитель мэрии г.о. Тольятти доводы жалобы поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Прокурор просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 19.01.2015 № 85-п/1 внесены изменения в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти", в соответствии с которыми из Реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти исключена муниципальная услуга под номером 1.5.8 раздела 1.5 части I "Предоставление в собственность граждан, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа Тольятти".
Правовым основанием для предоставления указанной муниципальной услуги является статья 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле", согласно которой земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В силу ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (ред. от 18.05.2015) "О земле" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
На момент вынесения оспариваемого постановления такие полномочия с органов местного самоуправления не сняты.
При указанных обстоятельствах с учетом приведенных норм судом сделан правильный вывод о том, что исключение мэрией г.о. Тольятти из Реестра муниципальных услуг услуги по предоставлению гражданам, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, является неправомерным, поскольку исполнение данной услуги в силу прямого указания закона возложено на орган местного самоуправления. При этом судом обоснованно указано, что отсутствие фактической возможности предоставления услуги само по себе не является основанием для ее исключения из реестра. Такая возможность действующим законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о законности исключения услуги из реестра в связи с прекращением ее дальнейшего предоставления после утверждения акта об отсутствии свободной земли и передачи пакетов документов граждан, не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельного участка, в смежное муниципальное образование. Из положений Закона Самарской области от 13.04.2015 № 37-ГД "О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" не следует, что после утверждения главой муниципального образования акта об отсутствии свободной территории, граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, не могут обращаться с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган данного муниципального образования. Какие-либо изменения в урегулировании данного вопроса до настоящего времени в Закон не внесены.
Кроме того, с учетом возможности изменения границ городского округа, градостроительного плана и правил землепользования и застройки, появление свободной территории, необходимой для формирования земельных участков, предоставляемых указанной категории граждан, не исключается.
Доводы жалобы о том, что наличие в Реестре муниципальной услуги, которая фактически не может быть предоставлена, противоречит Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2015 г. по делу № 33-9802/2015
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Акининой О.А., Родиной Т.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года по заявлению прокурора г. Тольятти об оспаривании нормативного правового акта, с участием прокурора Сливы Г.Ю., представителя мэрии г.о. Тольятти С.,
установила:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 19.01.2015 № 85-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти" (опубликовано "Городские ведомости" № 4 (1782) от 23.01.2015), в соответствии с которым из Реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти исключена муниципальная услуга "Предоставление в собственность граждан, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа Тольятти". Основанием для исключения данной услуги явилось утверждение акта об отсутствии в г.о. Тольятти свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления указанной категории граждан. По мнению заявителя, невозможность предоставления муниципальной услуги по каким-либо причинам не может служить основанием для ее исключения из реестра.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти просит решение отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Полагает, что после утверждения акта об отсутствии свободной земли и передачи пакетов документов граждан, не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельного участка, в смежное муниципальное образование, дальнейшее предоставление муниципальной услуги прекращено, принятие заявлений и постановка на учет не осуществляются.
В заседании судебной коллегии представитель мэрии г.о. Тольятти доводы жалобы поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Прокурор просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 19.01.2015 № 85-п/1 внесены изменения в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.05.2014 № 1683-п/1 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти", в соответствии с которыми из Реестра муниципальных услуг г.о. Тольятти исключена муниципальная услуга под номером 1.5.8 раздела 1.5 части I "Предоставление в собственность граждан, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа Тольятти".
Правовым основанием для предоставления указанной муниципальной услуги является статья 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле", согласно которой земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В силу ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (ред. от 18.05.2015) "О земле" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
На момент вынесения оспариваемого постановления такие полномочия с органов местного самоуправления не сняты.
При указанных обстоятельствах с учетом приведенных норм судом сделан правильный вывод о том, что исключение мэрией г.о. Тольятти из Реестра муниципальных услуг услуги по предоставлению гражданам, имеющим троих и более детей, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, является неправомерным, поскольку исполнение данной услуги в силу прямого указания закона возложено на орган местного самоуправления. При этом судом обоснованно указано, что отсутствие фактической возможности предоставления услуги само по себе не является основанием для ее исключения из реестра. Такая возможность действующим законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о законности исключения услуги из реестра в связи с прекращением ее дальнейшего предоставления после утверждения акта об отсутствии свободной земли и передачи пакетов документов граждан, не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельного участка, в смежное муниципальное образование. Из положений Закона Самарской области от 13.04.2015 № 37-ГД "О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" не следует, что после утверждения главой муниципального образования акта об отсутствии свободной территории, граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, не могут обращаться с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган данного муниципального образования. Какие-либо изменения в урегулировании данного вопроса до настоящего времени в Закон не внесены.
Кроме того, с учетом возможности изменения границ городского округа, градостроительного плана и правил землепользования и застройки, появление свободной территории, необходимой для формирования земельных участков, предоставляемых указанной категории граждан, не исключается.
Доводы жалобы о том, что наличие в Реестре муниципальной услуги, которая фактически не может быть предоставлена, противоречит Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------